Что такое товарный знак и знак обслуживания и для чего нужна их регистрация?

Что такое товарный знак и знак обслуживания и для чего нужна их регистрация?

На рынке товаров и услуг потребитель может встретить одинаковые товары различных производителей. Это в свою очередь,  порождает конкуренцию между производителями.


Как же сделать свой товар или услугу узнаваемыми потребителями, выделяющимися среди товаров и услуг других производителей? Это можно сделать, только придав черты индивидуальности своей продукции и зарегистрировав товарный знак.

Товарный знак является одним из объектов интеллектуальной собственности.

Если остановиться на термине, то товарные знаки и знаки обслуживания – это  обозначения, отличающие товары и услуги одних юридических лиц от товаров и услуг других юридических лиц.

 

Законодательством Кыргызской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров» предусмотрена регистрация словесных, изобразительных, объемных и комбинированных обозначений.

К словесным обозначениям относятся слова естественные или искусственные, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Словесные обозначения могут иметь фантазийный характер. Желательно, чтобы словесное обозначение  легко произносилось и отражало особенности выпускаемой продукции.

Изобразительные товарные знаки представляют изображения живых существ, предметов, природных и других объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Необходимо, чтобы изобразительные знаки легко воспринимались зрительно, хорошо запоминались, и эффективно выполняли функцию индивидуализации товара.

К объемным товарным знакам чаще всего относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. В основном это оригинальные формы самих товаров, тары или упаковки.

К комбинированным товарным знакам относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.

В некоторых странах предусматривается регистрация и таких обозначений, как слуховые и обонятельные.

Товарный знак можно считать лицом предприятия. Данный объект интеллектуальной собственности  выполняет несколько функций.

Во-первых, товарный знак облегчает потребителю выбор при покупке товара или услуги, способствуя узнаванию товара и позволяя отличить товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.

Во-вторых, товарный знак позволяет определить производителя товара, т.е. потребитель, приобретая товары и услуги, обозначенные одним и тем же товарным знаком, знает, что они имеют одного производителя.

В-третьих, товарный знак гарантирует качество товара. Другими словами, владелец товарного знака дает гарантию, что все товары  и услуги, обозначенные данным товарным знаком, обладают определенным качеством.

И в-четвертых, товарный знак выступает как лучшее средство рекламы,  активным средством привлечения внимания потребителей.

 

Для регистрации товарного знака, заявка на регистрацию, оформленная по определенным правилам, подается в Государственную службу интеллектуальной собственности и инноваций Кыргызской Республики (Кыргызпатент). При подаче заявки указывается перечень товаров и услуг, в соответствии с международным стандартом – Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Любой товарный знак регистрируется в отношении определенных товаров, услуг. Согласно МКТУ существует всего 45 классов. Из них 34 класса – это классы товаров и 11 классов – услуг.

К выбору классов необходимо подходить со всей ответственностью и внимательностью, так как расширить перечень классов после подачи заявки на регистрацию не возможно.

Далее проводится экспертиза заявки на товарный знак, в процессе которой  проверяются документы, правильность их оформления и соответствие заявленного обозначения условиям охраноспособности.

 После проведения экспертизы, Кыргызпатент выносит решение о регистрации  товарного знака или об отказе в регистрации.

            При положительном решении, Кыргызпатент производит регистрацию товарного знака в государственном Реестре, публикует сведения в официальном бюллетене «Интеллектуалдык менчик» и  выдает свидетельство.

Срок действия выданного свидетельства на товарный знак – 10 лет, по истечении которых владелец имеет право бесконечно продлевать срок регистрации на использование товарного знака каждый раз на 10 лет. Исходя из длительности действия товарного знака, можно судить о силе знака.

            За все действия, совершаемые Кыргызпатентом для регистрации товарного знака, заявителем уплачиваются пошлины, размеры которых предусмотрены «Положением о пошлинах за патентование  изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров», утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 июня 1998г. №346.

Таким образом, товарный знак или знак обслуживания необходимо  регистрировать для того, чтобы индивидуализировать свой товар и привлечь внимание потребителей, а также, чтобы не стать жертвой недобросовестной конкуренции и не нарушить права законного владельца  этого товарного знака.