Информация о нормативных правовых актах, а также опыт зарубежных стран по защите авторского права в сети интернет

Информация о нормативных правовых актах, а также опыт  зарубежных стран по защите авторского права в сети интернет

 

На сегодняшний день практически каждый имеет возможность через Интернет пользоваться произведениями науки, литературы и искусства, но к сожалению, не каждый на должном уровне соблюдает права авторов, музыкантов, художников, композиторов и других правообладателей объектов авторского права .

Невозможно остановить поток информации в сети Интернет, но в данном случае есть и другая сторона растет пиратство и нарушения в сфере авторского права. Нарушение авторского права наносит экономический ущерб автору или правообладателю, которую зачастую невозможно поправить. С каждым годом растет уровень незаконного использования объектов авторского права в сети Интернет. Любой пользователь осознанно или не подозревая может стать правонарушителем. Нарушения авторского права совершаются в большинстве случаев по следующим видам:

– первый вид нарушения – преобразование произведения в электронную форму и его размещение без разрешения автора или правообладателя в сети Интернет;

– второй вид нарушения – копирование произведения и дальнейшее его распространение на другом сайте или в реальности.

Интернет глобальная библиотека, которая в себя включает гигантский поток информации. В связи с чем, правонарушения в сфере Интернета носят глобальный характер.

Так в различных странах принимаются технические меры по защите авторского права в сети Интернет, а также доступа к различным видам информации. В Северной Корее можно утверждать в стране фактически нет интернета. Он доступен лишь нескольким процентам населения: спецслужбам, некоторым высшим чиновникам и научным работникам. Их деятельность в интернете находится под контролем.

Интернет в КНДР заменяет внутренняя сеть “Кванмён”, полностью изолированная от внешнего мира. Специальное ведомство копирует сайты из настоящего интернета, подвергает их цензуре и выгружает в “Кванмён”.

Также важно отметить, что страны Европы входящие в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений и Всемирную конвенцию об авторском праве имеют схожие принципы охраны и защиты авторских прав. Например швейцарский закон предусматривает бесплатное копирование оригиналов произведений в сети Интернет, а защита авторского права осуществляется без ущерба к пользователю.

В соответствии с законодательством об авторском праве таких стран как Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Италия, Греция, Финляндия за нарушения авторских прав по решению суда блокируются сайты. Однако до системы блокировки сайтов существует система обязательного досудебного урегулирования спорных вопросов.

В Испании подать заявку с просьбой о начале процедуры прекращения нарушения авторского права могут лишь владельцы прав или их представители. Эта заявка или запрос должны удовлетворять ряду требований, изложенных в Королевском указе, которые в некоторой степени схожи с требованиями в рамках систем уведомления и изъятия незаконного контента, действующими в ряде стран, в частности, Закона США об авторском праве в цифровую эпоху.  Осуществлением процедуры занимается Вторая секция КИС – органа при канцелярии заместителя Генерального директората по интеллектуальной собственности. Возглавляет Вторую секцию Государственный секретарь по вопросам культуры.

КИС направляет обращение к руководителю организации по предоставлению услуг, которая была определена в качестве нарушителя, с просьбой удалить соответствующий контент в течение 48 часов или представить аргументы в свою защиту.

Если будет установлено, что контент не был удален, в суд будет направлено ходатайство о выдаче санкции на осуществление следующих мер в зависимости от обстоятельств, отключение услуги по хранению контента на веб-сайте нарушителя, блокировку веб-сайта нарушителя операторами доступа к Интернет, расположенными на территории Испании, деактивацию ссылок на незаконный контент или удаление поисковыми системами URL, на которых размещен незаконный контент, из поискового индекса.

В случае получения санкции суда на осуществлении таких мер сторонам направляется соответствующее уведомление, при этом провайдер соответствующих посреднических услуг обязан не позднее чем через 72 часа выполнить предписание о приостановлении деятельности. Максимальный срок, на который может быть приостановлена деятельность, составляет один год, что не исключает возможности снятия такого предписания, если КИС определит, что руководитель организации-нарушителя прекратил незаконную деятельность.

В Германии многие бесплатно скачивают музыку и видео из Интернета, не задумываясь о последствиях и не видя в этом ничего преступного. Это явление получило столь широкое распространение, что были организованы общества по защите авторских прав, которые имеют полномочия выявлять нарушителей и привлекать их к уголовной и/или гражданской ответственности. Так, Общество по защите авторских прав в сфере музыки в ФРГ называется GEMA. Для законного распространения или публичного воспроизведения какого-либо музыкального произведения необходимо заплатить GEMA взнос, который передается владельцам авторских прав – правообладателям. Люди, нелегально скачивающие или копирующие из Интернета результаты чужого труда для собственного потребления или с целью их распространения, именуются интернетными пиратами.
Параграф 106 Закона об авторском праве ФРГ (“Gesetz uber Urheberrecht und verwandte Schutzrechte – UrhG”) предусматривает тюремное заключение сроком до трех лет или денежное наказание тому, кто без разрешения правообладателя копирует из Интернета какую-либо медиа-продукцию. Исключение составляет случай резервного копирования приобретенной легальным путем лицензированной продукции, если при этом не происходит взламывания защитных систем. Это относится, например, к легально приобретенным дискам с музыкальной продукцией, если на них не предусмотрена защитная система. Владение пиратской копией в частном порядке уголовно ненаказуемо, а распространение и/или предоставление возможности копирования, например, используя программу “eMule” или аналогичные системы, преследуется по закону.

В странах Европейского союза Франция стала первой европейской страной, законодательно закрепившей возможность ограничения доступа пользователей к Интернету.

В соответствии с положениями французского законодательства сфера применения Интернет-технологий находится под строгим контролем государства. С 2000 г. введена уголовная ответственность провайдеров за предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. Все авторы сайтов, которые размещаются на местных серверах, обязаны предоставлять о себе полную информацию. В случае ее недостоверности законом предусмотрено наказание до шести месяцев тюрьмы. Законодательство предусматривает ответственность не только провайдеров, не обеспечивших проверку данных, но и пользователей.

В отличие от большинства стран, нарушение авторского права во Франции – это исключительно уголовное преступление   (ст. 335-2, 335-4). Оно наказывается штрафом от  300 000 евро и сроком тюремного заключения до трех лет; за совершение преступления организованной группой полагается штраф до 500 000 евро и заключение до пяти лет. Во Франции отсутствует разница между нарушением французского и иностранного авторского права. Гражданство автора не имеет значения, если нарушение произошло на территории Франции.

С октября 2010 г. во Франции действует Закон о борьбе с пиратством в Интернете. Функции надзорного органа в этой сфере исполняет Высший комитет по распространению произведений искусства и защите авторских прав в Интернете (HADOPI). Одна из задач HADOPI – обеспечение соблюдения требований законодательства, направленного на борьбу с правонарушениями в Интернете, в том числе с незаконным скачиванием музыкальных записей и фильмов. Комитет уполномочен направлять пользователям предупреждения в форме электронных сообщений о том, что данный интернет-адрес был использован в целях, которые могут быть наказуемы в соответствии с уголовным законодательством.

Кроме того, HADOPI вправе с помощью частных компаний отслеживать обмен файлами, защищенными авторскими правами, и запускать механизм «трех предупреждений». Второе нарушение является основанием для отправки дополнительного предупреждения по почте, а третье – для вызова в суд, который может приговорить нарушителя к штрафу в размере до 1500 евро, а также установить сроки закрытия доступа к Интернету (от одного месяца до года приостанавливается действие контракта с интернет-провайдером без права подписания нового контракта с другим провайдером). Интернет-провайдеры Франции обязаны заниматься выявлением IP-адресов, с которых осуществляется неправомерная деятельность и сообщать эту информацию в HADOPI.

В составе МВД Франции действует Центральное управление по борьбе с преступностью в области технологий информатики и связи (далее – Управление), контролирующее содержание сайтов в Интернете. Для этого существует постоянно обновляемая правовая база, в частности, несколько специальных разделов закона LOPPSI 2, принятого в марте 2011 г. и регулирующего вопросы внутренней безопасности в стране на период до 2013 г. включительно. LOPPSI 2 предоставляет широкие полномочия полицейским по борьбе с киберпреступностью. В частности, без санкции суда они могут потребовать от провайдеров заблокировать доступ к сайтам, содержащим детскую порнографию и т.п. По собственному усмотрению Управление составляет «черные списки» сомнительных сайтов, которые провайдеры обязаны закрыть по требованию правоохранительных органов без особого права оспаривать такое решение.

Закон LOPPSI 2 позволяет правоохранительным органам с согласия органов прокуратуры внедряться в компьютеры пользователей, в частности, с помощью троянских программ, для получения информации в ходе расследования таких тяжких преступлений, как торговля оружием, наркотиками, легализация незаконных денежных средств и др. [1]

Таким образом, реализуется модель правового регулирования, при которой на провайдера возлагаются функции контроля и ликвидации незаконного контента, а ответственность за нарушение законодательства применяется и к пользователю, и к провайдеру, что подталкивает граждан к самоцензуре при использовании сети Интернет.

Ограничения Интернет-пространства введены также в Великобритании. Несмотря на отсутствие специального законодательства, регулирующего эту область правоотношений, существует установившаяся еще до появления сети Интернет практика, которую применяют для разрешения спорных ситуаций в Сети. По мере расширения Интернета, все больше направлений в британском законодательстве адаптируются для защиты прав его пользователей. Поиск правонарушителей, действующих в Интернете, осуществляет Национальный отдел по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий.

В апреле 2010 г. Британский парламент принял Закон о цифровой экономике (Digital Economy Act), предусматривающий механизм отключения доступа пользователей от сети Интернет, многократно нарушивших авторские права, без решения суда, закрытие любого уличенного в пиратстве сайта и другие меры ограничительного характера.

Закон предусматривает поэтапность наказания нарушителей. Пользователь, который был впервые замечен в нелегальном скачивании нарушении авторских прав, получает предупредительное письмо, в случае повторения нарушений Интернет-провайдер обязан уменьшить для нарушителя скорость доступа, закрыть ему доступ на некоторые сайты и даже временно вообще отключить от Сети. Злостных нарушителей ждет длительное отключение от Интернета и штраф до 50 тыс. фунтов стерлингов.

В Турции правообладатели, чьи права были нарушены, посылают уведомления на нарушающий сайт с просьбой убрать защищенный контент в течении трех дней. Если нарушение продолжается, правообладатель обращается к общественности, чтобы заблокировать данный сайт. Если общественность поддерживает правообладателя, то сайт будет заблокирован. Услуги могут быть восстановлены, когда нарушение будет прекращено. Система работает в Турции должным образом и дает простой способ для защиты прав в цифровой области. Поставщики услуг не обязаны контролировать содержание: законно оно или нет. Они только ответственны за приостановку незаконного содержания в той степени, что он имеет возможность сделать это технически, при условии, что они осведомлены о незаконном содержании.

В настоящее время соответствующим государственным органом подготовлен законопроект согласно которому пользователь, допустивший нарушение авторских прав будет предупрежден два раза юридическим способом. Если нарушение не останавливается, будет налагаться денежное взыскание на нарушителя либо суд выносит решение о блокировке доступа турецких пользователей к контенту нарушителя.

Контроль над использованием Интернета действует и в Китайской Народной Республике. При этом почти каждый третий житель страны имеет доступ во Всемирную сеть, действует более 2 млн сайтов. Контроль заключается в фильтрации результатов поиска, запрете на доступ к некоторым ресурсам, модерации записей на форумах, блогах и других общественных площадках.

Наблюдение за пользователями ведется управлением в составе Госсовета КНР, основная задача которого – отсев всего неприемлемого с точки зрения органов государственной власти. Прежде всего, цензура обусловлена террористической и экстремистской угрозами безопасности страны. Контролируется деятельность социальных сетей. Кроме того, установлены специальные фильтры на все поисковые серверы. Официально запрещен доступ к множеству зарубежных социальных сетей.

В Китае действует “Золотой щит”, это официальное название мощной системы фильтрации контента. В Китае заблокированы Google, Facebook, Twitter, YouTube, Instagram и ряд других известных во всем мире сервисов. У большинства популярных западных сервисов есть свои китайские аналоги, которыми пользуются сотни миллионов человек. Зарегистрироваться в них можно только по паспорту, анонимность в интернете фактически запрещена.

В Китае введены специальные условия для размещения в Интернете музыкальных файлов: чтобы выложить в сеть музыкальное произведение, необходимо получить специальное разрешение и использовать только песни, переведенные на китайский язык.

В Иране заблокированы Facebook, Twitter, YouTube, Whatsapp, Viber, а также российские “ВКонтакте” и “Яндекс”.

На фоне этих блокировок неожиданно массовое распространение в стране получил Telegram, его используют 40 миллионов человек. Власти заблокировали мессенджер в конце 2017 года.

По данным Reuters, Ирану пришлось разблокировать мессенджер, поскольку он играет важную роль в экономике страны и тысячи людей лишились работы после его ограничения.

В ограничении свобод в интернете из стран СНГ достигла Туркмения. В стране заблокированы большинство известных международных и российских сервисов. В Туркменистане существует единственный государственный провайдер “Туркментелеком”.

В мае 2017 года в Украине впервые были заблокированы сразу несколько крупных популярных ресурсов: “ВКонтакте”, “Одноклассники”, “Яндекс” и несколько других сервисов. “ВКонтакте” являлся одним из самых популярных ресурсов в Украине, ежедневно его посещали 16 миллионов человек. В настоящее время в Украине популярны по посещаемости западные сайты как Facebook и Instagram.

В Бразилии Интернет-провайдеры обязаны хранить информацию обо всех подключениях своих клиентов к сети до трех лет и предоставлять ее по первому требованию правоохранительных органов. Кроме того, поставщики услуг обязаны сообщать о любых признаках преступлений, совершаемых в сети Интернета.

Канадским законодательством предусмотрено, если автор или правообладатель обнаружил факт нарушения авторских прав, он может отправить запрос провайдеру, который должен уведомить пользователя о прекращении нарушения авторских прав. При этом сайт не блокируется.

Вместе с тем уже более 10 лет в США действует Закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act – DMCA), разработанный в целях имплементации положений соглашений Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). DMCA предусматривает ответственность за нарушение авторских прав с помощью Интернета, в то же время освобождая провайдеров от ответственности за действия пользователей, в случае, если они не знали или не могли знать о незаконности размещенного контента. Нормы DMCA устанавливают баланс интересов правообладателей и пользователей Интернета, закрепляют понятие уведомления Интернет-посредника правообладателем о нарушении авторского права, устанавливая форму такого уведомления.

Ограничения в сети Интернет практикуют и многие страны Персидского залива. В Саудовской Аравии контроль государства распространяется на все средства массовой информации, в том числе электронные. Интернет-запреты действуют с 2001 г. Поисковые запросы и личные письма проходят через систему фильтров. Весь трафик обрабатывается прокси-серверами государственной службы интернет-сервиса. Запреты на доступ к определенным сайтам выносятся по решению совета министров.

На официальном сайте службы интернет-сервиса пользователи всегда могут проверить, разрешен или запрещен конкретный ресурс.

Аналогичные ограничения доступа к Интернету действуют и в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ): блокируются порталы и блоги, содержащие информацию о наркотиках и алкоголе и др. Запрещены поисковые запросы по 500 ключевым словам. Расширенный доступ к сети Интернет был возможен только в районе Теком Дубая, где располагаются ведущие СМИ, IT-компании и вузы. Несмотря на недовольство системой фильтров пользователей Интернета, органы власти усилили контроль и в Текоме. Решение о запрете ресурсов принимают государственное Агентство по регулированию телекоммуникаций и министерство коммуникаций, а реализуют два провайдера – Etisalat и Du. Государственному контролю и частичной цензуре подвергаются в ОАЭ и социальные сети: Twitter, Facebook и YouTube. Долгое время в стране были заблокированы сервис для хранения фотографий «Фликр», официальный сайт программы Skype и социальная сеть «ВКонтакте»[2].

Южная Корея является одной из наиболее компьютеризированных стран мира. Однако и в этой стране широкий доступ к Интернету не обходится без определенных мер контроля и ограничений. В последние годы органы государственной власти активизировали деятельность по защите персональных данных пользователей Интернета и иной охраняемой законом информации. Вводится система для идентификации пользователей Интернета.

Законодательство некоторых стран содержит нормы, устанавливающие ограничения в сети Интернет. Так, с 2012 г. в Белоруссии действует закон «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Он запрещает посещение ряда сайтов, в основном порнографического характера. Кроме того, компании и предприниматели, зарегистрированные в Белоруссии, обязаны использовать только сайты в национальной доменной зоне BY. Обеспечение соблюдения требований закона возложена на органы внутренних дел, налоговые органы, органы государственной безопасности Комитета государственного контроля.

В Белоруссии за нарушение авторского права и смежных прав предусмотрен ряд наказаний. Меры гражданско-правовой ответственности за нарушение авторского и смежных прав определены в статье 40 Закона. Так, правообладатель вправе требовать: выплаты компенсации в сумме от 10 до 15 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения. Административная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав определяется статьей 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в соответствии с которой незаконное распространение или незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности влекут наложение штрафа на юридическое лицо до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена статьей 201 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, согласно которой незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженное с получением дохода в крупном размере, наказывается общественными работами или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

В Казахстане закон не предусматривает ответственности пользователей сети Интернет, которые просто смотрят в он-лайн режиме музыкальные произведения, фильмы и другие охраняемые произведения. Административный кодекс предусматривает ответственность тех пользователей, которые незаконно выкладывают произведения в сеть интернет, т.е. без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Так, предусмотрено предупреждение пользователей, выкладывающих незаконно произведения в сеть Интернет. В случае повторного совершения данных действий такие пользователи будут наказываться штрафом в размере от 10 до 15 МРП для физических лиц и в размере от 100 до 150 МРП для юридических лиц. Для лиц, непосредственно создающих интернет–ресурсы с целью дальнейшего доступа к незаконному скачиванию, размещению и распространению произведений в сети Интернет, предусмотрен штраф. В Уголовном кодексе для создателей подобных сайтов предусмотрен штраф, привлечение к общественным работам либо ограничение свободы на срок до одного года. В случае, если эти деяния совершены неоднократно, группой лиц, то наступает более строгая мера наказания – лишение свободы от двух до пяти лет. Таким образом, ни уголовный, ни административный кодекс не предусматривают ответственности пользователей, которые просто смотрят нелицензионный контент.

В Молдавии специального наказания за нарушения авторских прав в Интернете не существует, поскольку к правонарушениям в Интернете применяются нормы о наказаниях (санкции), действующие в отношении любого нарушения авторских прав. За нарушение авторских прав в Молдове установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. Например, максимальной санкцией, предусмотренной уголовным законодательством за ряд случаев нарушения авторского права, является штраф в размере от 800 до 1000 условных единиц (1 у.е. равна 20 леям) или неоплачиваемым трудом в пользу общества от 180 до 240 часов. Юридическое лицо наказывается штрафом в размере от 2000 до 4000 условных единиц с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет. Примером имущественной ответственности за нарушение авторских прав может послужить возмещение убытков, включая упущенную выгоду, взыскание дохода, полученного лицом, нарушившим авторские и смежные права вследствие их незаконного использования, вместо возмещения убытков либо выплата компенсации в размере от 500 до 500000 леев вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Следует отметить, что новым Кодексом о правонарушениях (он вступит в силу 31 мая 2009 года) за нарушение авторских прав также предусмотрены санкции – наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 30 условных единиц и на должностных лиц в размере от 30 до 70 условных единиц.

Согласно российскому законодательству по требованию автора или правообладателя осуществляется блокировка сайтов содержащих нелегальный контент. Также в 2017 году приняты законодательные меры по блокировке «зеркал» пиратских сайтов в сети Интернет. Информация о распространении пиратского контента поступает в соответствующий государственный орган. В случае если сайт признается пиратским, блокировка сайтов «зеркал» осуществляется через операторов сети, а поисковые сети обязаны исключить подобные сайты из поисковой выдачи информации.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики автор или правообладатель в случае нарушения его авторского права имеет право обратиться в судебные или правоохранительные органы.

Общие нормы защиты прав, предусмотренные статьей 11 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, распространяются и на защиту авторского права в сети Интернет. Защита авторского права осуществляется судом путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, взыскания неустойки и другие формы защиты, предусмотренные законодательством.

Более того также предусмотрены уголовные меры защиты прав. Если ущерб причиненный автору или правообладателю превышает пятьдесят тысяч сомов наступает уголовная ответственность, предусмотренная статьей 199 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Санкции установлены в виде штрафа или лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

В связи с чем, в целях обеспечения прав авторов и правообладателей, необходимо уделять внимание совершенствованию нормативных правовых актов и технических процедур с учетом новых достижений в сфере информационных технологий и сети Интернет. Поскольку нарушения в сети Интернет представляют реальную угрозу для экономической и информационной безопасности страны и имеют транснациональный характер.

Также отмечаем, что данный вопрос подлежит широкому обсуждению с участием пользователей, интернет провайдеров, операторов сети, владельцев сайтов, государственных органов, общественных организаций и других заинтересованных сторон в целях объективного и всестороннего принятия решения для выбора наиболее приемлемого варианта для Кыргызской Республики по защите авторского права и смежных прав в сети Интернет.